Часто поднимаясь по впадающей в Долгобродское водохранилище реке Уфа, мы пытались достичь развалин завода, о котором много читали в интернете:
Завод несчастный, ничего не давший, кроме убытков. Судьба такая: Демидов долго строил, а Пугачев сразу сжег. И - двести лет таежного небытия и безвестия. Время медленно, но верно стирало его с лица земли. Но не стерло. Не успело. Несколько лет назад с челябинскими археологами я ездил туда - пять часов добирались мы по бездорожью на трех ведущих осях. И первое, что увидели, - завод, заросший опятами. На его месте - лес. На плотине - огромные сосны и ели. Запомнилась прекрасная пихта с раздвоенной вершиной. А перед плотиной и за ней - болота, дебри, заросли папоротника, занавеси хмеля...
Завод был заложен в 1759 году, через несколько лет стройка была почти приостановлена, крестьяне строившие завод стали отказываться работать, появившийся указ запрещающий покупать к заводам крепостных крестьян, а потом и указ приостанавливающий стройку.
Чем же тогда интересны эти развалины завода? Наверное, тем, что все сохранилось именно в том виде, в котором осталось после пожара более 200 лет назад, завод не модернизировали, не восстанавливали, да и места здесь труднодоступные, в цитате выше написано про ведущие три оси, проехать можно и на Ниве, после дождей надо иметь с собой как минимум лебедку, а при пересечении брода через речку Шигир желательно поднимать воздухозаборник или иметь шноркель, но обычно сухое лето или малоснежная зима делает свое дело, многое становится доступнее, мы поехали туда весной, от Больших Егуст до Куватала дорога идет мимо базы Юрма, в которую вполне добираются даже низкие машины, да и проходят этапы по ралли Челябинской области, один из этапов так и называется - Куватал. Дорога и правда изобилует поворотами, подъемами и спусками, после своротка на Юрму, дорога становится чуть хуже, но вполне проезжая, перед Куваталом делаем поворот направо и теперь уже главное следовать проложенному между деревьев маршруту, косули так и ходят перед машиной, ощущение, как лучших фильмах про Африку, когда по пустыне едут на Лендровере, а коренные жители заглядывают тебе в машину :-) Дорога приходит к броду через Шигир, летом здесь глубина около 1 метра, зимой лед, весной растаявший лед, отсюда до завода уже около 1 км... Совсем рядом начинается подъем на Шигирские сопки, все в следах от снегоходов, но больше всего следов зверей, вот кто здесь бывает чаще других....
1. Азяш-Уфимский железоделательный завод
2. Брод через речку Шигир
3.
4.
5. Вид на Большую Шигискую сопку
6.
7. Остатки плотины
8. Река Уфа, после соревнований на снеходах превратилась в укатанную трассу
9.
10. Остатки завода
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17. Зайчик пробежал...
Завод несчастный, ничего не давший, кроме убытков. Судьба такая: Демидов долго строил, а Пугачев сразу сжег. И - двести лет таежного небытия и безвестия. Время медленно, но верно стирало его с лица земли. Но не стерло. Не успело. Несколько лет назад с челябинскими археологами я ездил туда - пять часов добирались мы по бездорожью на трех ведущих осях. И первое, что увидели, - завод, заросший опятами. На его месте - лес. На плотине - огромные сосны и ели. Запомнилась прекрасная пихта с раздвоенной вершиной. А перед плотиной и за ней - болота, дебри, заросли папоротника, занавеси хмеля...
Завод был заложен в 1759 году, через несколько лет стройка была почти приостановлена, крестьяне строившие завод стали отказываться работать, появившийся указ запрещающий покупать к заводам крепостных крестьян, а потом и указ приостанавливающий стройку.
Чем же тогда интересны эти развалины завода? Наверное, тем, что все сохранилось именно в том виде, в котором осталось после пожара более 200 лет назад, завод не модернизировали, не восстанавливали, да и места здесь труднодоступные, в цитате выше написано про ведущие три оси, проехать можно и на Ниве, после дождей надо иметь с собой как минимум лебедку, а при пересечении брода через речку Шигир желательно поднимать воздухозаборник или иметь шноркель, но обычно сухое лето или малоснежная зима делает свое дело, многое становится доступнее, мы поехали туда весной, от Больших Егуст до Куватала дорога идет мимо базы Юрма, в которую вполне добираются даже низкие машины, да и проходят этапы по ралли Челябинской области, один из этапов так и называется - Куватал. Дорога и правда изобилует поворотами, подъемами и спусками, после своротка на Юрму, дорога становится чуть хуже, но вполне проезжая, перед Куваталом делаем поворот направо и теперь уже главное следовать проложенному между деревьев маршруту, косули так и ходят перед машиной, ощущение, как лучших фильмах про Африку, когда по пустыне едут на Лендровере, а коренные жители заглядывают тебе в машину :-) Дорога приходит к броду через Шигир, летом здесь глубина около 1 метра, зимой лед, весной растаявший лед, отсюда до завода уже около 1 км... Совсем рядом начинается подъем на Шигирские сопки, все в следах от снегоходов, но больше всего следов зверей, вот кто здесь бывает чаще других....
1. Азяш-Уфимский железоделательный завод
3.
4.
5. Вид на Большую Шигискую сопку
6.
7. Остатки плотины
8. Река Уфа, после соревнований на снеходах превратилась в укатанную трассу
9.
10. Остатки завода
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17. Зайчик пробежал...
Комментариев нет:
Отправить комментарий